Зураб Хадонов: "Студенческие годы - лучший период в жизни человека"
15.11.2012 08:49
Известный ученый и общественный деятель, заведующий кафедрой строительного производства, доктор технических наук, почетный профессор СКГМИ, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего образования, заслуженный работник высшей школы России, заслуженный деятель науки и техники Северной и Южной Осетий; заслуженный строитель РСО-А, академик РАЕН, действительный член МАИ ВШ и МАИ Зураб Хадонов является одним из первых выпускников строительного факультета. Публикуем интервью с ним, данное накануне юбилея.
- Зураб Мусаееич, скажите, какие у вас остались впечатления о годах учебы на строительном факультете СКГМИ?
- Самые светлые. Считаю, что студенческие годы - лучший период в жизни человека. В те годы мы, студенты, в основном жили в общежитиях. Жили весело и дружно, периодически подрабатывали на разгрузке вагонов, ездили на целину, работали в строительных отрядах... Одним словом, не унывали, были жизнерадостны, с оптимизмом смотрели в будущее. Дружбу со студенческих лет мы пронесли через всю жизнь.
- Вы — известный человек в мире науки, по вашим учебникам занимаются студенты строительных вузов и факультетов страны. Какие из своих достижений вы считаете наиболее значимыми?
- Этот вопрос надо бы задавать не мне, ибо, говоря о себе, можно впасть в некие преувеличения. Я лучше скажу, над чем работал и работаю.
Двадцатый век характерен открытием целого ряда новых научных направлений в области управления. Получил интенсивное развитие научный менеджмент, разработана общая теория систем, создана кибернетика, возникли новые направления прикладной математики и многое другое. Эти достижения становятся основополагающими в современных системах управления.
Создание общей теории управления строительством с учетом указанных открытий и является предметом моих исследований. Я их начал в конце 60-х годов, будучи аспирантом Московского инженерно-строительного института. Некоторые результаты этих исследований вошли в кандидатскую, затем докторскую диссертации.
А далее я был избран ректором СКГМИ, но оказалось, что работу в этой должности очень трудно сочетать с активной научной деятельностью.
- То есть работа в качестве ректора мешала вам вести научные исследования?
- Да. Деятельность ректора достаточно сложная и многофанная, поэтому времени на то, чтобы лично заниматься научными исследованиями, почти не остается. Чтобы серьезно заниматься наукой, требуется много времени, нужны сосредоточенность и уединение.
- Получается, что уход с поста ректора дал вам возможность сосредоточиться на науке?
-Да, конечно. Я как бы вышел на свободу. Именно после этого я и завершил разработку общей теории управления строительным производством, опубликовал более 15 монографий, учебников и учебных пособий. Если бы я оставался ректором, вряд ли справился с такой задачей. Кстати, по этой же причине я отказался от должности президента вуза.- Ваши научные разработки отражаются в монографиях, А вот написание учебников не отвлекает вас от основной деятельности?
- Вообще-то написание учебной литературы - прямая обязанность любого профессора. Что же касается монографий, то их обычно читает узкий круг специалистов. А нужно, чтобы с ними знакомилась более широкая аудитория, не только профессорско-преподавательский состав, но и аспиранты, магистранты, студенты. И в этой связи у меня возникла мысль написать новое учебное пособие, в основу которого были бы положены мои научные разработки. Такое учебное пособие в 2-х томах я и написал в 2006 году для внутреннего пользования в нашем вузе, но один экземпляр отоспал в Москву, в издательство ассоциации строительных вузов. Через некоторое время мне позвонили и сказали, что хотели бы издать этот двухтомник и рекомендовать его строительным вузам и факультетам страны. Естественно, я согласился, и через месяц оба тома были изданы тиражом в несколько тысяч экземпляров. Тираж быстро разошелся по вузам и через книготорговую сеть. Тогда издательство предложило мне написать официальный учебник для вузов, что я и сделал. После выхода из печати он стал основным учебником для строительных вузов и факультетов страны с официальным грифом и рекомендацией головного вуза - Московского государственного строительного университета. Тираж книги быстро разошелся, и сейчас я готовлю второе издание учебника.
- Зураб Мусаевич, известно, что будучи ректором вы много строили, хотя время было сложное и для строительства не самое подходящее... Скажите, вам помогало то, что вы По специальности строитель?
- Конечно. Приступив к обязанностям ректора, я обнаружил, что престиж вуза сильно упал. Если раньше в СКГМИ были большие конкурсы, то теперь пошли недоборы, особенно на горно-металлургические специальности. В коллективе началось брожение, в печати появились статьи, утверждавшие, что вуз изжил себя и его будут закрывать. Нужно было срочно принимать стратегию дальнейшего развития высшего учебного заведения.
- И какой же путь был выбран?
- На мой взгляд, единственно верный: развивать вуз, создавать на его базе современный многопрофильный технологический университет.
В течение 2-3-х лет мы открыли более 15 новых специальностей (до этого у нас было всего 12 специальностей), прежде всего в области новых информационных технологий, экономики, менеджмента. Позже мы открыли еще ряд актуальных для республики и ее столицы специальностей, таких как архитектура, автомобильные дороги, экономика и управление городским хозяйством и другие. В общей сложности были открыты 22 новые специальности, созданы новые факультеты и кафедры. В итоге вуз был преобразован в технологический университет, конкурсы снова пошли вверх. - А что касается строительной деятельности ?.,
- Чтобы развивать вуз, нужно было много строить. Мы быстро достроили начатый еще до меня научный корпус, а вскоре остро встал жилищный вопрос. Люди, годами стоявшие в очереди на жилье, вдруг поняли, что государство им в этом больше не помощник. Стали обращаться ко мне. Многие из них временно проживали в студенческом общежитии, с семьями, с детьми, что категорически запрещалось действующими нормативными актами. Получается, по закону их надо было выселять из общежития. Но с какой совестью я мог на это пойти? Я собрал всех, кто стоял в очереди, и объявил, что будем сами строить многоквартирный жилой дом. Мне не очень поверили, решили, что я их просто успокаиваю. Но дом был построен, и все, кто стоял в очереди, а также приглашенные ученые получили квартиры, причем совершенно бесплатно. Между прочим, это единственный жилой дом, возведенный за всю историю нашего вуза.
- В эти же годы был построен и новый детский сад.
- У нас был небольшой детский сад, который располагался в неприспособленном ветхом помещении, и санитарный надзор наложил на него запрет. Недалеко от нашего института находился детский сад ОЗАТЭ. Завод его бросил, он стал бесхозным и разваливался. По моей просьбе полуразрушенное дошкольное учреждение передали нам. Мы его восстановили, капитально отремонтировали и ввели в эксплуатацию. Сегодня наш детсад - один из лучших в городе.
Был построен и еще ряд объектов: учебный корпус для архитекторов, спортивный комплекс с плавательным бассейном, административное здание, коттеджи в студенческом лагере «Цей».
- Вы упомянули, что ввели в эксплуатацию новый научный корпус. А какие-то, новации вводились вами в научный процесс?
- Когда я заступил на пост ректора, в институте было всего 14 докторов наук. Для такого вуза это было крайне мало. Мы выявили наиболее перспективных кандидатов наук и стали создавать им условия для работы над докторскими диссертациями: предоставляли творческие отпуски, отправляли на длительные стажировки в центральные вузы, обеспечивали научные командировки, ввели материальные стимулы. В институте было открыто несколько диссертационных советов по защите докторских и кандидатски^-диссертаций. В результате число докторов наук превысило 50 человек.
Другой формой инноваций мы избрали создание научных центров в таких направлениях, как новые информационные технологии, микроэлектроника и нанотех-нологии, геология и горное дело, строительные технологии и другие. Тогда же мы создали Владикавказский технологический центр «Баспик», который разместили на трех этажах нового научного корпуса. Возглавил центр профессор С. К. Кулов.
- Здесь, пожалуйста, немного подробнее...
- «Баспик» был задуман таким образом, чтобы в его деятельности органически сочетались три составные части: научные исследования, конструкторскс-экспери-ментальное производство, учебный процесс. Продукцией «Баспика» являются микроканальные пластины, являющиеся основой для производства приборов ночного видения. «Баспик» - единственное предприятие в России, которое производит такие пластины, да и в мире таких предприятий всего четыре или пять.
- Зураб Мусаевич, а вы сами сотрудничаете с «Баспиком»?
- Конечно. Я директор по стратегическому развитию и капитальному строительству «Баспика».
- Я бы не хотела завершать нашу беседу, не спросив о национальной премии «Яблоко мартов», которая учреждена вашим благотворительным фондом. В этом году, насколько известно, конкурс не состоится. Почему?
- Дело в том, что в этом году объявлен конкурс на соискание государственных премий им. Коста Хетагурова. Проводить в республике одновременно два конкурса мы сочли нецелесообразным. Проведем «Яблоко нартов» в следующем году.
- А над чем вы сейчас работаете в вашем фонде?
- Как мы уже сообщали, фонд основал серию изданий под названием «Кавказские истории». Цель этой серии - издание наиболее ярких художественных произведений, отражающих жизнь Кавказа в прошлом и настоящем. Причем в серию будут входить произведения не только осетинских авторов, но и писателей других народов как Северного Кавказа, так и Закавказья. Эта серия призвана способствовать осознанию той мысли, что нет альтернативы миру на Кавказе. Уже вышло несколько романов, но работа только разворачивается. Замечу, что на наши издания получены заявки из Дагестана, Чечни, Кабардино-Балкарии, а также от осетинских диаспор.
- Мне остается пожелать вам дальнейших успехов в вашей многогранной деятельности.

Ольга Дзгоева "Вестник СКГМИ"

 

Обмен баннерами

banner2.jpg